Постановление № 69-12

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

3 марта 2011 г.      № 69-12

г. Ростов-на-Дону

 

О проведении областной олимпиады среди учащихся общеобразовательных учреждений по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву в 2011 году 

В целях правового просвещения учащихся общеобразовательных учреждений в области избирательного права и избирательного процесса, формирования у них активной гражданской позиции, социальной компетентности, а также совершенствования их познавательной, творческой, коммуникативной деятельности, воспитания у школьников чувства гражданской ответственности, долга, патриотизма

Избирательная комиссия Ростовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Объявить областную олимпиаду среди учащихся общеобразовательных учреждений по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву в 2011 г.

2. Утвердить Положение об областной олимпиаде (прилагается).

3. Разместить Положение, информацию о ходе конкурса, победителях, а также выдержки лучших работ на сайтах Избирательной комиссии Ростовской области.

4. Территориальным избирательным комиссиям:

-        оказать содействие в направлении Положения об олимпиаде в общеобразовательные учреждения, управления образованием, СМИ области;

-        принять участие в организации и проведении районного этапа конкурса согласно Положению;

-        в срок до 20 апреля 2011 г. направить работы победителей районного этапа конкурса в Избирательную комиссию Ростовской области.

5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Председателя Избирательной комиссии Ростовской области А.Ф. Городецкого.

Председатель комиссии     С.В. Юсов

Секретарь комиссии             Н.Ж. Романенко

 

 

 Приложениек постановлению Избирательной комиссии Ростовской областиот 3 марта 2011 г. № 69-12

 

Положение

об областной олимпиаде

среди учащихся общеобразовательных учреждений

по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву в 2011 году

 

1.     Общие положения 

1.1.    Избирательная комиссия Ростовской области совместно с министерством общего и профессионального образования Ростовской области проводит с марта по май 2011 года олимпиаду среди учащихся общеобразовательных учреждений Ростовской области по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву.

1.2.   Олимпиада проводится в соответствии с Комплексом мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Ростовской области на 2007-2011 гг. утвержденным Постановлением Администрации Ростовской области № 333 от 21.08.2006г.

1.3 Главной целью олимпиады является приобщение учащихся к правовым знаниям, демократическим ценностям общества, содействие правовому воспитанию будущих         избирателей, повышение интереса будущих избирателей к процессам и явлениям       общественно-политической жизни страны, формирование их активной гражданской позиции.

1.4 Организационное и методическое обеспечение проведения олимпиады и координацию деятельности Конкурсной комиссии по подведению итогов олимпиады осуществляет Избирательная комиссия Ростовской области и министерство общего и профессионального образования Ростовской области.

 

2.     Условия участия в олимпиаде 

2.1 Учащиеся должны в письменной форме ответить на предлагаемые вопросы для трех возрастных групп: 6-7-е классы, 8-9-е классы и 10-11-е классы (см. Приложение).

2.2 Ответ на один вопрос не должен превышать объема в 1 страницу, а вся работа – 25 страниц с учетом эссе.

2.3 Работа должна быть представлена на конкурс в напечатанном (кегль 14; межстрочный  интервал — полуторный; поля: слева и снизу – 2,5 см, справа и сверху - 2 см). Работы с превышением допустимого объема или с нарушением правил оформления   отстраняются от участия в олимпиаде.

Работа может быть представлена также в электронном виде на компакт-диске.

2.4.      На титульном листе работы должны быть указаны следующие данные:

-            наименование образовательного учреждения, его почтовый адрес и телефон;

-            данные об авторе: фамилия, имя, отчество, класс;

-            домашний адрес автора с указанием почтового индекса и телефон;

-            фамилия, имя, отчество преподавателя, оказавшего консультативную и
методическую помощь учащемуся в работе.

2.5 В случае представления работы в электронном виде, указанная информация должна быть приложена к компакт-диску в напечатанном или написанном разборчивым почерком виде.

 

3.    Порядок проведения олимпиады 

3.1 Для подведения итогов олимпиады создается Конкурсная комиссия, в состав которой          входят представители Избирательной комиссии Ростовской области, министерства        общего и профессионального образования Ростовской области, специалисты в области правового и гражданского образования, учителя.

3.2 Олимпиада проводится в два этапа.

3.3 Первый этап - заочный. Работы участников до 20 апреля 2011 г. (по штемпелю)

направляются в Избирательную комиссию Ростовской области (344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 112) для рассмотрения и оценки Конкурсной комиссией.

3.4.   Поступившие на первый этап работы рассматриваются по следующим критериям:

-                обоснованность ответа

-                аргументированность,

-                подтверждение собственных мыслей примерами из истории и/или современной жизни;

-                точность ответа (не следует выходить за рамки поставленного вопроса);

-                логическая последовательность,

-                оригинальность мышления и оформления ответа;

-                научность, широта знаний (не только в области обществознания,  но  и в других дисциплинах); 

-                умение выделять главное, делать выводы; умение анализировать и сравнивать документы;

-                видение сути проблемы;

-                отделение фактов от субъективного мнения;

видение альтернативных вариантов решения той или иной проблемы.

3.5 Конкурсной комиссией до 1 мая 2011 г. проводится отбор лучших работ, авторы которых и их педагоги будут приглашены на второй этап.

3.6 Второй этап - очный, состоится в мае 2011 г. в г. Ростове-на-Дону. Победители первого этапа примут участие в обсуждении проблемных вопросов правоведения, будут участвовать в ролевых играх, интеллектуальных правовых конкурсах.

 

4.   Подведение итогов олимпиады 

4.1 Итоги олимпиады подводит Конкурсная комиссия.

4.2 Конкурсная комиссия по окончании мероприятий второго этапа олимпиады подводит итоги   олимпиады   и   открытым   голосованием   определяет   победителей.   Решение
4.3 Конкурсной  комиссии принимается простым  большинством  голосов  от числа ее членов, присутствующих на заседании.

4.5 Победители олимпиады награждаются дипломами Избирательной    комиссии Ростовской области и министерства общего и профессионального образования.

4.6 Ростовской области соответствующей степени и призами.

4.7 Кандидатуры победителей конкурса, занявших первые места в возрастной группе «8-9 классы» и в возрастной группе «10-11 классы» могут быть выдвинуты на присуждение премии в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Государственная поддержка талантливой молодежи».

 

 

 

 

 Приложение к Положению о проведении областной олимпиады среди учащихся  общеобразовательных учреждений по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву в 2011 году 

 

Вопросы для первого (заочного) тура областной олимпиады

по граждановедению и избирательному праву           

 

6-7-е классы

 

Избирательное право 

Одним из важнейших признаков демократии являются свободные и честные выборы. Как, по-вашему, этого можно добиться?

Что такое референдум? Как и по какому поводу проводятся референдумы в Рос­сийской Федерации?

Какие существуют избирательные системы? Какая избирательная система действует в России?

Раскройте слова Авраама Линкольна, что демократия это «народное правление, осуществляемое народом для народа».

Почему установлены возрастные барьеры для депутатов?

 

Конституция и государство 

1. Почему для Конституции установлен сложный порядок изменения?

2. Какую роль в системе власти Московской Руси играли Боярская дума и Земский собор?

3. По Конституции Российской Федерации Россия является суверенным государством. В чем заключается суверенитет государства?

4. Почему в статье 1 Конституции РФ как равнозначные закреплены названия нашей страны: Россия и Российская Федерация?

5.Что такое сепаратизм? Почему Конституция РФ, как и конституции других демократических  государств, осуждает сепаратизм?

 

Права человека 

1. Каково современное понимание прав человека?

2. Каково значение Всеобщей декларации прав человека?

3.Заинтересовано ли государство в том, чтобы граждане хорошо знали свои права и способы их защиты?

4.Что такое право человека на жизнь? Каким образом оно гарантируется?

5. Что такое право на свободу совести? В каких случаях свобода исповедовать религию может быть ограничена?

 

Демократия и гражданственность


1. Как вы понимаете, что такое демократия и почему она нужна России?

2. Почему Российская Федерация определяется в Конституции РФ как демократическое государство?

3. Почему парламент является одним из главных инструментов демократии? Какие вопросы решает парламент?

4. Назовите ценности демократии. Какие из них вы считаете наиболее важными и почему?

5. Как Вы понимаете слова общественного деятеля XIX в. В. Г. Белинского «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин»?

           

Эссе

Каковы плюсы и минусы демократии?

 

 

8-9-е классы

Демократия и гражданское общество


1. Возможно ли существование демократии и монархии в одном государстве? Ответ обоснуйте.

2. Что общего и в чем различия становления демократии в России и зарубежных странах?

3. Нередко к понятию «демократия» добавляют определение «либеральная». Как, по-вашему мнению, может ли демократия быть нелиберальной?

4. Как соотносятся гражданское общество и государство?

5. Как Вы понимаете слова педагога В. А. Сухомлинского «Тот, кто не знает границ своим желанием, никогда не станет хорошим гражданином»?

 

Права человека


1. Связаны ли права человека с нравственностью и экономическим развитием страны? Каким образом?

2. Есть ли необходимость возвратить применение в  России смертной казни? Обоснуйте ответ.

3. Почему Всеобщая декларация прав человека не наделяет людей свободой, а признаёт её за ними?

4. Что такое рабство в понимании международного права?

5. Какие права и обязанности Вы бы включили в декларацию своей школы?

 

Конституция и государство


1.Как изменился характер государственной власти после принятия основных государственных законов в 1906 году?

2. Что означает норма о прямом действии Конституции РФ?

3. «Народ – единственный источник власти»: раскройте смысл и значение данной конституционной нормы.

4. Какие вопросы решают органы местного самоуправления? Каков статус органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти?

5.Как обеспечить безопасность свидетелей, дающих в суде показания против организованной преступности?

 

Выборы


1. Нужно ли ввести правило об отзыве депутата? Обоснуйте ответ.

2. Как и  при каких условиях, по-вашему, выборы могут способствовать повышению эффективности государственной власти и местного самоуправления?
3. Какая из двух избирательных систем – пропорциональная и мажоритарная – справедливее?
4. Докажите демократизм выборов в средневековом Новгороде.
5. Избирательное право - важнейшее из политических прав граждан в демократическом государстве. Как по-вашему, несут ли граждане ответственность за свой выбор? Если да, то в чем она состоит?

Эссе

Какие из гражданских прав вы считаете самыми важными и почему?

 

 

10-11-е классы

 

Демократия и гражданское общество


1. Существует мнение, что при тоталитарном политическом режиме гражданское общество невозможно. Согласны ли Вы с этим мнением? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Что такое лоббизм? Есть ли страны, в которых он узаконен? Присоединяетесь ли вы к мнению политиков, говорящих о необходимости узаконивания лоббизма в России?

3. Если демократия предполагает решение вопросов большинством голосов, то не является ли она диктатурой большинства?

4.  Какова роль Конституции Российской Федерации 1993 года в переходе России к демократической модели развития?

5. Как Вы понимаете слова древнегреческого философа Аристотеля «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством»?

 

Права человека

1. Как совместить два положения: то, что в демократическом обществе прирожденные права человека стоят «над законом», и древнеримскую формулу о том, что  не должно быть никакой силы над законом?

2.Когда и почему наша страна признала приоритет международного права?

3.В чём причины вынужденной миграции? Чем опасно пренебрежение проблемами беженцев?

4.Может ли смертная казнь остановить рост тяжких преступлений?

5. Читать антисоветские произведения признавалось в недавние времена являлось преступлением. Считаете ли Вы преступными действия  государства, приговаривающего своих граждан за это к тюремному заключению?

 

Конституция и государство

1. Как вы понимаете п.3 ст. 17 Конституции РФ?

2.  Как проконтролировать действия чиновников?

3. Чем объяснить наличие республик (государств – субъектов РФ) внутри республики (Российской Федерации), если учесть, что Россия – федерация, а не конфедерация?

4. Почему заочное разбирательство уголовных дел признано грубым нарушением прав человека?

5.Что представляют собой органы местного самоуправления? В чём отличие выборных органов местного самоуправления середины XIX – начала XX вв. земств от современных органов местного самоуправления?

 

Выборы


1. Какими законами определяется порядок выборов в России?

2. Что такое «джерримендеринг»? Как появился этот термин?

3. Достаточно ли свободных выборов для осуществления демократии?

4. Почему молодежь часто не принимает участия в выборах? Можно ли изменить эту ситуацию?

5. Являются ли выборы эффективным средством влияния на власть?

 

Эссе

Как обеспечивают правовое сознание и гражданская активность избирателей демократический характер выборов?